Публичный отчет директора за 2022-2023 год

         О.М. Кудринская, директор

 МБОУ ДО «ЭБЦ «ЛидерЭко»  го г. Уфа

Республики Башкортостан

Современные реалии характеризуются быстро меняющейся действительностью: то, что важно и значимо было сегодня, завтра может уйти безвозвратно. И вот сегодня, сейчас, перед учреждениями образования стоит глобальная  цель: научиться действовать на опережение, чтобы дополнительное образование было актуально в каждый новый день.  И в этой связи необходимо  построение стратегии маркетинга. На мой взгляд, маркетинг образования – это принципиально новая, поисковая сфера директора учреждения.

Построение системы маркетинговых отношений в Эколого-биологическом центре «ЛидерЭко» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, где я работаю директором уже 20 лет, — это построение   стратегии, которое идет одновременно с двух сторон. Первая – это осмысление и применение маркетингового подхода, его методологии и принципов так, как он сложился в отношении традиционно рыночных товаров и услуг, к столь специфической сфере. Иными словами, это формирование концепции маркетинга в образовании. И вторая – удовлетворение потребностей социального заказа общества на подготовку обучающихся с конкретно заданными личностными  качествами. В условиях «ЭБЦ «ЛидерЭко» выпускник- это человек с естественно-научным мышлением, развитыми информационными, исследовательскими  компетенциями.

Основным индикатором правильно выстроенной маркетинговой стратегии является конкуренция. Т.е. учреждение должно стать настолько привлекательным, чтобы конкурентная борьба вела лишь к дальнейшему развитию.  Если поблизости от учреждения появилась хотя бы одна организация, претендующая на тех же потребителей, задача по сохранению объемов предоставления услуг и поддержанию их качества превращается в стратегическую. А в Уфе эколого-биологических центров девять, в каждом административном районе. Да, у нас миллионный город, да районы расположены достаточно далеко друг от друга. И все же, все же…Итак, рассмотрим, насколько же мы конкурентно привлекательны, а так же каковы наши точки роста.

Проще всего это увидеть на диаграмме. Первый рисунок: сравнение численности обучающихся за три года, т.е. внутренний мониторинг по количественному признаку.

ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ

Рис.1.

ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ

Рис. 2

По рисункам видно, что число посещающих нас ребят растет из года в год

Сложность маркетинговых отношений в образовании в том, что — это миссия  формирования и реализации стратегии приращения ценности человека. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в обще гуманистическом ее понимании. И мы подошли к такому важному и многоплановому индикатору, как КАЧЕСТВО образования. Качество вплотную зависит от заказа и потребности на наши услуги. Сегодня есть заказ на   формирование:

  • экологической культуры, гармонии отношений природы и общества;
  • культуры поведения, как условия становления свободной и социально ответственной личности.
  • Исследования в области прикладной экологии, прикладной биологии.

Поэтому  в 2016 году на базе «ЭБЦ «ЛидерЭко» был создан кластер «Экобиотех», как часть городского технопарка «Город будущего».

Старясь стать основой формирования нового образа жизни, гармоничного отношения человека с окружающей его природной средой, понимания сути экологических проблем и занятии каждым ответственной позиции на пути их решения, на нашей базе проводятся важные экологические и биологические исследования.  Реализуются такие интересные и полезные с методической точки зрения, образовательные проекты, как

  • «Театр наук»;
  • «Лаборатория инноваций»;
  • «Энциклопедия среды обитания»;
  • Молекулярное кафе и многие другие.

Эти методические проекты дают возможность организовать учебные исследования школьников именно с точки зрения маркетинга.

Интересны такие проекты последних лет, как:

  • Пластик ведет в будущее
  • Изучение естественных и искусственных полимеров
  • Как смешать полимеры

 В рамках работы технопарка  необходимо четко представлять, те задачи, которые перед нами ставит государство. И в этом аспекте на передний план выходит проблема отношения человека и городской среды. Например, основную работу по стабилизации окружающей среды выполняют лесные сообщества. Сегодня в Уфе практически не осталось ландшафтов, не измененных в той или иной степени. Поэтому мы активно занимаемся проблемой Непейцевского дендропарка г. Уфы, уникального с точки зрения биолога. В 2022-2023 году мы завершили работу по грантовому проекту Фонда Президентских грантов «Создание образовательного пространства «Непейцевский дендрарий»

Есть у нас просто уникальные объединения, единственные на весь город: «Юные хэндлеры- кинологи», «Реабилитация детей-инвалидов средствами иппотерапии», «Солнечный садовник».

Ребята из кластера «Экобиотех» становятся ежегодно лауреатами стипендии Главы администрации города Уфы. Именно наших ребят приглашали на встречу с Министрами образования из сопредельных областей и республик в 2022 году. И ежегодно представляются исследования одаренных школьников «ЭБЦ «ЛидерЭко» на Российском промышленном форуме в г. Уфе, в Международном салоне образования в городе Москве.

В 2022-2023 мне было доверено стать модератором Всероссийской площадки   «Взаимообучение городов». Ребята-хэндлеры являются международными победителями и призерами кинологических выставок. Я думаю, что это позволяет говорить о высоком качестве предоставляемых образовательных услуг.

И все же диаграмму успешного участия на арене экологического образования позвольте предоставить вашему вниманию (рис. 3)

Рис. 3

  1. Международные конкурсы,
  2. -Всероссийские
  3. Республиканские
  4. Городские

Из рисунка видно, что успешное участие в крупных и значимых конкурсах из года в год растет.

Фундамент успешного развития любого учреждения дополнительное образование  – это понимание его миссии. Наша миссия: создание пространства для развития и воспитания высоконравственной личности, обладающей естественнонаучным и экологическим мышлением. И в этом смысле мы идем рука об руку с заказом общества и государства. Трансформационный период задает жесткие условия реализации этой миссии – незрелость рынка, низкие ресурсные возможности, включая и дефицит времени.

Повышение ресурсных возможностей. Сначала разберемся с самими понятием: «ресурсы образовательного учреждения». Самый главный ресурс любого учреждения- кадры. Вот некоторые аспекты кадровой политики учреждения, которым я руковожу.

1.Управление персоналом- это самая важная часть работы любого руководителя. Как сделать, чтобы человек работал не только за деньги, но и за интерес? На мой взгляд, сам руководитель должен обладать такими профессиональными и человеческими качествами, чтобы коллективу было интересно работать. Для этого руководитель должен быть непререкаемым лидером, авторитетом, экспертом.   По мнению Брайана Трейси, эффективным лидерам присущи три важные черты:

  • они всегда концентрируются на сильных сторонах: слабости есть у всех, и нельзя достичь успеха в попытках их компенсировать. Побеждает тот, кто делает фокус на сильных качествах (своих и сотрудников);
  • они – образец для подражания и всегда ведут себя соответственно.
  • они честны, позитивны и всегда готовы прийти на помощь.

2.На лидере лежит ответственность за педагогическую культуру и этику, которая сложилась в учреждении. Негативный лидер отталкивает подчиненных, позитивный — притягивает таланты. От этого зависит успех и развитие.

3.Кроме того, важно понимать, что в учреждении масса управленческих линий: администратора, предпринимателя, интегратора, информационщика, финансиста, производителя, и т.д. И одному руководителю со всем этим не справиться. Поэтому нужна команда: сильная, сплоченная, увлеченная. Опять же обратимся к диаграммам анализа внутреннего мониторинга кадрового ресурса (рис. 4).

Рис.4. Анализ квалификации кадрового состава «ЭБЦ «ЛидерЭко» за три года

Из диаграммы видно, что   педагоги, которые работают в центре имеют  высокий  квалификационный уровень. Особенно отрадно, что молодые педагоги стремятся повышать свой квалификационный уровень В 2022-2023 году аттестовались три молодых педагога на первую квалификационную категорию.

Необходимо  упомянуть и работу с  родителями. Напомню, что в дополнительном образовании нет бальной оценки, и поэтому интерес к нашим занятиям зиждется на другом: харизме педагога, необходимости знаний, на интересе. И, конечно, без поддержки родительского сообщества качественный образовательный процесс, особенно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (а их в нашем центре 32 %) построить было бы весьма затруднительно.

К такой же сложной категории обучающихся относятся дети с ОВЗ. Это действительно особенные дети, тем более, что среди них есть с задержкой психического развития, с синдромом Дауна и другими психоэмоциональными заболеваниями. Есть у нас ребятки и с ДЦП. Для них работает программа «Иппотерапия в играх». Программный материал для таких ребят строился на сенсорике, большой практической части, когда именно через ощущения и восприятие происходили качественные изменения в интеллектуальном развитии. Эти дети являлись целевой группой для грантового проекта «Солнечный садовник», работу над которым мы завершили в декабре 2022 года.

Таким образом, мне, как управленцу, приятно осознавать, что сильная сторона моей команды- это умение быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. И это одна из важных составляющих успеха.

Следующий ресурс: управление проектами. Руководитель постоянно лавирует между сроками, результатами, недостатком бюджета и целью. Компетенция управления проектами поможет соблюсти баланс сил, спасти провальный проект, а в случае неудачи — выдержать удар. Такими проектами являются гранты.

Грант имеет несколько существенных особенностей. Это, во-первых, программы, которые предполагают прямое финансирование проектов, направленных на реализацию социальной поддержки разных слоев населения. Во- вторых, грантовые программы обязательно содержат элемент соревновательности (конкурс). Это важный инструмент, позволяющий выбрать наиболее профессиональные и оптимальные проекты, команда которых сможет решить все заявленные задачи.

Грантовые проекты последних лет:

-«Солнечный садовник» (поддержан Россмолодежь в 2022-2023 году).

-«Непейцевский дендропарк» (поддержан в 2021- 2022 году Фондом Президентских грантов).

Серьезное преимущество любой грантовой программы в том, что от «просительства» финансового обеспечения, мы перешли к исследованию потребностей сообщества тех, кто готов финансировать важные программы, готов заниматься благотворительностью, решая при этом свои и наши задачи. Здесь очень важно подчеркнуть, что  благотворитель делает пожертвование на ту программу, которая на его взгляд наиболее полезна обществу, и актуальная на данном этапе. В лице благотворителя может быть и государство, как было в нашем случае. И здесь уже речь идет не только и не столько о деятельности благотворительного характера, сколько о вкладе в развитие широкого спектра социальных услуг, необходимых населению, способствующих повышению качества жизни тех слоев общества, которые наиболее в этом нуждаются.  Работая над темами грантовых проектов, мы учитываем именно это.

     Таким образом, в сегодняшних реалиях есть возможности для привлечения внебюджетных средств через социальные грантовые программы. И наша задача использовать эти возможности как можно шире для организации более полного и успешного дополнительного образования.  

         И, конечно, нельзя обойти вниманием материальный ресурс. Сколько же сломано копий, говоря о повышении и улучшении материальной базы учреждений дополнительного образования. Поначалу я тоже пыталась ломать эти самые копья. А потом… потом,  нашелся замечательный выход, который называется СЕТЕВОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ. И мы очень широко его используем. Мы заключили договора со всеми, кто может решить вопрос по улучшению материальной базы: Центр иппотерапии (организация  туристических программ с привлечением лошадей), БГПУ им. М. Акмуллы (организация естественно-научных исследований); Аграрный университет (организация зоологического практикума); Музей Боевой Славы (организация патриотического воспитания), Нефтяной университет (организация технологических  игр-квестов) и еще очень много организаций, среди которых есть и НКО. И это оказался вообще неисчерпаемый ресурс! И чем больше я думаю над повышением ресурсов, тем больше прихожу к выводу, что должна быть, конечно, своя материальная база, но нельзя объять необъятное. И поэтому для расширения потенциальных возможностей учреждения, необходимо строить отношения с заинтересованными организациями.

Вот и замкнулся круг. Мы вернулись к маркетингу. И, значит, правильно выработанная маркетинговая стратегия- это именно то, что нужно и важно для любого образовательного учреждения. Получается, что если правильно расставить акценты в маркетинговой политике, мы просто обречены на успех. Тогда будут развиваться все стороны и направленности учреждения, все участники образовательного процесса будут чувствовать себя комфортно. И, главное, будет выполнена миссия учреждения: создание пространства для развития и воспитания высоконравственной личности, обладающей естественнонаучным и экологическим мышлением.

Наша сила- в наших учениках. Их успех- самый весомый показатель качества нашей работы. 

Комментарии запрещены.

Навигация по записям